Энергосбережение



<p><em>Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” поставил перед заказчиками новые задачи, направленные на обеспечение рационального использования таких энергетических ресурсов как вода, природный газ, электрическая и тепловая энергия и др.</em></p>

<p> Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является на сегодняшний день одной из приоритетных стратегических задач, поставленных Президентом РФ, которая должна обеспечить сокращение энергоемкости отечественной экономики на 40% к 2020 г.</p>

<p>Распоряжением Правительства РФ 27 декабря 2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», одной из задач которой, в частности, является существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам, снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения.</p>

<p>Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, к государственным (муниципальным) заказчикам относятся, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, казенные учреждения (до 1 января 2011 г. – бюджетные учреждения, ныне отнесенные указанным Законом к категории “иные заказчики”). Эти же субъекты подпадают и под действие норм Закона № 261-ФЗ.</p>

  <p>Учитывая тот факт, что Законом № 261-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части установления ответственности за несоблюдение отдельных требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, эти вопросы являются достаточно актуальными для государственных и муниципальных заказчиков.  </p>
 
  <p>При этом законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности содержит отдельные экономические стимулы к энергосбережению.  </p>
 
  <p>Так, обязанность по снижению с 1 января 2010 г. государственными и муниципальными учреждениями (до 1 января 2011 г. – бюджетными учреждениями) потребления воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля корреспондирует с возможностью использовать казенными учреждениями сэкономленные средства для увеличения годового фонда оплаты труда.  </p>
 
  <p>Кроме этого, заказчикам предоставлена возможность заключать энергосервисные договоры (контракты). Порядок размещения таких заказов установлен гл. 7.1 Закона № 94-ФЗ.</p>
  <h3>Основные требования по обеспечению энергосбережения и повышению энергоэффективности</h3>
  <p>Основные требования, которые в настоящее время предъявляются в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, можно разбить на следующие группы:
<ul>
  <li>требования по снижению объема потребляемых энергетических ресурсов;</li>
  <li>требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов;</li>
  <li>требования по проведению обязательного энергетического обследования;</li>
  <li>требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых для государственных (муниципальных) нужд;</li>
  <li>требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.</li>
</ul>
 
  <p>Требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при размещении государственных (муниципальных) заказов в основном касаются установления и описания характеристик приобретаемых заказчиками отдельных товаров (работ, услуг), а также возможности закупки некоторых видов товаров для государственных (муниципальных) нужд.</p>
 
  <p>Прежде всего, обеспечение энергетической эффективности должно соблюдаться через установление требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых в ходе размещения государственного (муниципального) заказа. Это правило закреплено в ч. 1 ст. 26 Закона № 261-ФЗ. В этой же норме установлена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов размещать заказы для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности товаров (работ, услуг).</p>
 
  <p>Перечень показателей, которые должны включать в себя указанные требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), приобретаемых для государственных или муниципальных нужд, включают в себя:</p>
  <ul>
  <li>указание на виды и категории товаров (работ, услуг), на которые распространяются такие требования;</li>
  <li>требования к значению классов энергетической эффективности товаров;</li>
  <li>требования к характеристикам, параметрам товаров (работ, услуг), влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;</li>
  <li>иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров (работ, услуг).</li>
  </ul>
 <p> Требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым на сегодняшний день является Минэкономразвития России. При этом указанный орган обязан руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ, а именно постановлением от 31.12.2009 № 1221 “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд”.</p>
 
  <p>Согласно указанным Правилам, требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:</p>
  <ul>
  <li>товаров, предусмотренных в приложении к Правилам установления требований энергоэффективности, – продукции тяжелого, энергетического, транспортного, а также нефтяного и химического машиностроения (например, газовых горелок), машин электрических (двигателей, электрокалориферов, светильников, обогревателей и т. п.), изделий автомобильной промышленности (автомобилей, мотоциклов и т. д.) и др.;</li>
  <li>товаров, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением бытовых энергопотребляющих устройств с классом энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;</li>
  <li>товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в т. ч. инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.</li>
</ul>
  <h3>Класс энергетической эффективности</h3>
  <p>Класс энергетической эффективности представляет собой характеристику продукции, отражающую ее энергетическую эффективность и позволяющую потребителю определить, насколько экономичный товар он приобретает.</p>
  <p>Класс энергетической эффективности товара определяется производителями и импортерами товаров в соответствии с Правилами определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, утвержденными приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 357. Данные Правила распространяются, в частности, на электрические холодильные приборы компрессионного типа, предназначенные для хранения и (или) замораживания пищевых продуктов в бытовых условиях, стиральные и комбинированные стирально-сушильные электрические машины бытового назначения, бытовые кондиционеры, бытовые посудомоечные машины, бытовые кухонные электроплиты, бытовые микроволновые печи, телевизоры, мониторы, принтеры и копировальные аппараты, а также лифты, предназначенные для перевозки людей.</p>
  <p>Перечень принципов правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 “О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара”.</p>
  <p>Так, для обозначения класса энергетической эффективности товара используются буквы латинского алфавита – “A”, “B”, “C”, “D”, “E”, “F”, “G”. Класс “A” применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, класс “G” – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории. При этом допускается установление дополнительных классов энергетической эффективности (по ее возрастанию) – “A+”, “A++” для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью в случае появления на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса “A”.</p>
  <h3>Государственное управление в области энергосбережения</h3>
  <p>При размещении заказов государственные (муниципальные) заказчики, уполномоченные органы в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг) при принятии решений о видах, категориях товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется для государственных (муниципальных) нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам (работам, услугам) обязаны учитывать, что такие товары (работы, услуги), закупаемые для государственных (муниципальных нужд), должны обеспечивать:</p>
<ul>
  <li>достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;</li>
  <li>снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров (работ, услуг) в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров (работ, услуг), в т. ч. с расходами на энергетические ресурсы, с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров (работ, услуг) экономии, в т. ч. экономии энергетических ресурсов.</li>
</ul>
 <p> Кроме того, Законом № 261-ФЗ установлены требования к обороту на территории Российской Федерации отдельных видов товаров. Ч. 1 ст. 10 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что товары из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Данное требование распространяется на бытовые энергопотребляющие устройства (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, телевизоры и др.) – с 1 января 2011 г., на компьютеры и оргтехнику – с 1 января 2012 г., на иные товары – с даты, установленной Правительством РФ.<br />
</p>




© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс