wrapper

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” поставил перед заказчиками новые задачи, направленные на обеспечение рационального использования таких энергетических ресурсов как вода, природный газ, электрическая и тепловая энергия и др.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является на сегодняшний день одной из приоритетных стратегических задач, поставленных Президентом РФ, которая должна обеспечить сокращение энергоемкости отечественной экономики на 40% к 2020 г.
Распоряжением Правительства РФ 27 декабря 2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», одной из задач которой, в частности, является существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам, снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, к государственным (муниципальным) заказчикам относятся, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, казенные учреждения (до 1 января 2011 г. – бюджетные учреждения, ныне отнесенные указанным Законом к категории “иные заказчики”). Эти же субъекты подпадают и под действие норм Закона № 261-ФЗ.
Учитывая тот факт, что Законом № 261-ФЗ внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части установления ответственности за несоблюдение отдельных требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, эти вопросы являются достаточно актуальными для государственных и муниципальных заказчиков.
При этом законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности содержит отдельные экономические стимулы к энергосбережению.
Так, обязанность по снижению с 1 января 2010 г. государственными и муниципальными учреждениями (до 1 января 2011 г. – бюджетными учреждениями) потребления воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля корреспондирует с возможностью использовать казенными учреждениями сэкономленные средства для увеличения годового фонда оплаты труда.
Кроме этого, заказчикам предоставлена возможность заключать энергосервисные договоры (контракты). Порядок размещения таких заказов установлен гл. 7.1 Закона № 94-ФЗ.
Основные требования по обеспечению энергосбережения и повышению энергоэффективности
Основные требования, которые в настоящее время предъявляются в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, можно разбить на следующие группы:
  • требования по снижению объема потребляемых энергетических ресурсов;
  • требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов;
  • требования по проведению обязательного энергетического обследования;
  • требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых для государственных (муниципальных) нужд;
  • требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Требования по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при размещении государственных (муниципальных) заказов в основном касаются установления и описания характеристик приобретаемых заказчиками отдельных товаров (работ, услуг), а также возможности закупки некоторых видов товаров для государственных (муниципальных) нужд.
Прежде всего, обеспечение энергетической эффективности должно соблюдаться через установление требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых в ходе размещения государственного (муниципального) заказа. Это правило закреплено в ч. 1 ст. 26 Закона № 261-ФЗ. В этой же норме установлена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков, уполномоченных органов размещать заказы для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности товаров (работ, услуг).
Перечень показателей, которые должны включать в себя указанные требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг), приобретаемых для государственных или муниципальных нужд, включают в себя:
  • указание на виды и категории товаров (работ, услуг), на которые распространяются такие требования;
  • требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
  • требования к характеристикам, параметрам товаров (работ, услуг), влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
  • иные показатели, отражающие энергетическую эффективность товаров (работ, услуг).
Требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым на сегодняшний день является Минэкономразвития России. При этом указанный орган обязан руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ, а именно постановлением от 31.12.2009 № 1221 “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд”.
Согласно указанным Правилам, требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
  • товаров, предусмотренных в приложении к Правилам установления требований энергоэффективности, – продукции тяжелого, энергетического, транспортного, а также нефтяного и химического машиностроения (например, газовых горелок), машин электрических (двигателей, электрокалориферов, светильников, обогревателей и т. п.), изделий автомобильной промышленности (автомобилей, мотоциклов и т. д.) и др.;
  • товаров, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением бытовых энергопотребляющих устройств с классом энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;
  • товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в т. ч. инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Класс энергетической эффективности
Класс энергетической эффективности представляет собой характеристику продукции, отражающую ее энергетическую эффективность и позволяющую потребителю определить, насколько экономичный товар он приобретает.
Класс энергетической эффективности товара определяется производителями и импортерами товаров в соответствии с Правилами определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, утвержденными приказом Минпромторга России от 29.04.2010 № 357. Данные Правила распространяются, в частности, на электрические холодильные приборы компрессионного типа, предназначенные для хранения и (или) замораживания пищевых продуктов в бытовых условиях, стиральные и комбинированные стирально-сушильные электрические машины бытового назначения, бытовые кондиционеры, бытовые посудомоечные машины, бытовые кухонные электроплиты, бытовые микроволновые печи, телевизоры, мониторы, принтеры и копировальные аппараты, а также лифты, предназначенные для перевозки людей.
Перечень принципов правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 “О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара”.
Так, для обозначения класса энергетической эффективности товара используются буквы латинского алфавита – “A”, “B”, “C”, “D”, “E”, “F”, “G”. Класс “A” применяется для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, класс “G” – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории. При этом допускается установление дополнительных классов энергетической эффективности (по ее возрастанию) – “A+”, “A++” для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью в случае появления на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса “A”.
Государственное управление в области энергосбережения
При размещении заказов государственные (муниципальные) заказчики, уполномоченные органы в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг) при принятии решений о видах, категориях товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется для государственных (муниципальных) нужд, и (или) при установлении требований к указанным товарам (работам, услугам) обязаны учитывать, что такие товары (работы, услуги), закупаемые для государственных (муниципальных нужд), должны обеспечивать:
  • достижение максимально возможных энергосбережения, энергетической эффективности;
  • снижение затрат заказчика, определенных исходя из предполагаемой цены товаров (работ, услуг) в совокупности с расходами, связанными с использованием товаров (работ, услуг), в т. ч. с расходами на энергетические ресурсы, с учетом ожидаемой и достигаемой при использовании соответствующих товаров (работ, услуг) экономии, в т. ч. экономии энергетических ресурсов.
Кроме того, Законом № 261-ФЗ установлены требования к обороту на территории Российской Федерации отдельных видов товаров. Ч. 1 ст. 10 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что товары из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Данное требование распространяется на бытовые энергопотребляющие устройства (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, телевизоры и др.) – с 1 января 2011 г., на компьютеры и оргтехнику – с 1 января 2012 г., на иные товары – с даты, установленной Правительством РФ.
Собственное конструкторское бюро имеет опыт разработки и модернизации аэронавигационного оборудования, телеметрических систем, медицинского оборудования, автомобильной электроники, нестандартной аппаратуры и оборудования.
Акционерное общество «Рыбинский завод приборостроения» - это предприятие, специализирующееся на производстве разнообразных изделий – более 300 наименований. Их диапазон велик – от сложнейших систем и радиоэлектронной аппаратуры до бытовой электротехники. Новым направлением на АО «РЗП»является активное внедрение инновационных технологий по решению проблем энергосбережения и повышению уровня энергетической эффективности, основанное на использовании сверхярких светодиодах.

Светодиоды (сокращенно СД или англ. LED) — это полупроводниковые приборы с электронно-дырочным переходом либо контактом металл-полупроводник, создающие при пропускании электрического тока оптическое излучение. Излучаемый светодиодами свет находится в узком диапазоне, а его спектральные характеристики обуславливаются химическим составом использованных полупроводников. Светодиоды впервые появились в 70-х годах, однако до сих пор ведутся разработки по их усовершенствованию. Именно благодаря светодиодам в настоящее время найдено эффективное решение проблем энергосбережения и повышения уровня энергетической эффективности направленное на улучшение качества жизни потребителей, на экономию электрической энергии и на защиту окружающей среды.
Основные преимущества использования светодиодов:
  1. Низкое энергопотребление при высокой световой отдаче;
  2. Отсутствие бароскопического эффекта (мерцания);
  3. Высокая механическая прочность и вибростойкость;
  4. Длительный срок службы;
  5. Число циклов включения-выключения не влияет на срок службы СД;
  6. Безопасность — СД не нуждаются в высоком напряжении;
  7. Нечувствительность к перепадам температур, не боятся низких температур;
  8. Экологически безопасны и не содержат вредных веществ.
На уровне программ и законов государственного масштаба по энергосбережению Рыбинский завод приборостроения освоил серийный выпуск установок «Апекс-М» и «Апекс-250», которые предназначены для выращивания кристаллов искусственного корунда (лейкосапфира) массой 30 и 60 кг методом Киропулоса с последующей обработкой и получением цилиндров и подложек для дальнейшего изготовления сверхяркихсветодиодов.Инновационный технологический процесс роста монокристаллаискусственного сапфирадостаточно сложен. Процесс организован в глубоком вакуумеи при высокой температуре порядка 2050 градусов. Установки снабжены вольфрамовыми нагревателями, молибденовым тиглем, керамическими тепловыми экранами и автоматизированной системой управления. В связи с высоким спросом нарынкеустановок для выращивания искусственного корунда, на предприятии разработана программа по увеличению объемов производства установок «Апекс» и по обучению специалистов для работы на данном типе установок.
Другое направление энергосбережения на АО «РЗП» – серийное производство энергоэффективных светодиодных светильников типа «Армстронг». Офисные светодиодные светильников типа «Армстронг» марки «RZP-1103-30-3150» позволяют существенно экономить электроэнергию по сравнению с люминесцентными лампами (типа ЛВО 4х18) со стандартными размерами 600х600 мм и имеют очень высокое соотношение светового потока к потребляемой мощности – 105 Лм/Вт.
Светодиодные осветительные приборы наиболее экологичны и в отличие от люминесцентных ламп:
  • не содержат паров ртути и других вредных веществ, не содержат стекла и не требуют специальных способов утилизации;
  • отпадает необходимость в приобретении запасных частей в течение всего срока эксплуатации (до 50 000 час.).
В 2011 году в инженерном корпусе предприятия была произведена замена люминесцентных ламп на светодиодные светильники. Повысилось качество освещённости рабочих мест ИТР и служащих, за период эксплуатации экономия электроэнергии составила в пределах 50%.
Серьезное энергоэффективноепреимущество имеют светодиодные промышленные и уличные светильники. Существующие галогенные чувствительны к перепадам напряжения, часто выходят из строя. В настоящее время на АО «РЗП» выполняется программа по подготовке производствадля серийного выпуска светодиодных энергосберегающих уличных и промышленных светильников.
На данный момент светильники на основе светодиодов являются самой современной и востребованной продукцией. Поэтому светодиодные лампы и светильники, по мнению специалистов, в ближайшем будущем смогут занять лидирующие позиции по применению в промышленности, в быту и для уличного освещения.

 

Яндекс.Метрика